Zapomsk.ru

Связь и коммуникации
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Законы о регулировании интернета

Подписан закон о защите российского сегмента сети Интернет от внешних угроз

Согласно Федеральному закону оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к сети Интернет, обязан обеспечивать установку в своей сети связи технических средств противодействия угрозам устойчивости, безопасности и целостности функционирования на территории РФ сети Интернет и сети связи общего пользования, представлять информацию в Роскомнадзор о фактическом месте установки таких технических средств и соблюдать технические условия их установки, а также требования к сетям связи.

Определен порядок управления сетями связи в случае возникновения угроз функционирования сети Интернет и сети связи общего пользования, а также порядок обеспечения устойчивого и безопасного использования в РФ доменных имен. В случае возникновения угроз Роскомнадзором может осуществляться централизованное управление сетью связи общего пользования. При этом лица, участвующие в централизованном управлении, обязаны выполнять правила маршрутизации сообщений электросвязи, установленные Роскомнадзором.

Оператор связи не обязан ограничивать доступ к запрещенной информации, если доступ к такой информации в сети связи оператора связи ограничивается с помощью технических средств противодействия угрозам в порядке централизованного управления сетью связи общего пользования.

Установлено, что средства связи, с использованием которых лица, участвующие в централизованном управлении, выполняют указания в рамках централизованного управления сетью связи общего пользования, должны размещаться на территории РФ.

Кроме того, оператор связи не может быть привлечен к ответственности и к нему не могут быть применены меры реагирования за нарушения лицензионных условий, если нарушения вызваны сбоями в сетях связи в результате функционирования технических средств противодействия угрозам.

В целях приобретения практических навыков по обеспечению устойчивого, безопасного и целостного функционирования сети Интернет и сети связи общего пользования введена обязанность проведения учений, положение о проведении которых, в том числе цели и задачи их проведения, а также перечень участников, устанавливает Правительство РФ.

Введено понятие «точка обмена трафиком» — это совокупность технических и программных средств и/или сооружений связи, с использованием которых собственник или иной их владелец обеспечивает возможность для соединения и пропуска в неизменном виде трафика между сетями связи, если собственник или иной владелец сетей связи имеет уникальный идентификатор совокупности средств связи и иных технических средств в сети Интернет. Собственники или иные владельцы точек обмена трафиком не вправе подключать к точкам обмена трафиком сети связи, владельцы которых не соблюдают установленных требований.

Федеральный закон вступает в силу с 1 ноября 2019 года, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.

Положения подпункта 3 пункта 8 статьи 56.2 Федерального закона «О связи» в части использования национальной системы доменных имен применяются с 1 января 2021 года.

Больше документов и разъяснений по коронавирусу и антикризисным мерам — в системе КонсультантПлюс.

Как будет действовать закон о «суверенном интернете»?

С 1 ноября вступил в силу закон, в соответствии с которым в России создается национальная система маршрутизации интернет-трафика. Закон призван обезопасить отечественный сегмент интернета от возможных внешних угроз.

Смотрите также

Какие законы вступают в силу в ноябре

Законом определяются необходимые правила маршрутизации трафика и организуется контроль их соблюдения, а также регулируются вопросы создания необходимой инфраструктуры, которая позволит обеспечить работоспособность российских интернет-ресурсов в случае невозможности подключения российских операторов связи к зарубежным корневым серверам. Кроме того, законом создается возможность для минимизации передачи за рубеж данных, которыми обмениваются между собой российские пользователи. Наконец, законом вводится необходимость проведения регулярных учений органов власти, операторов связи и владельцев технологических сетей по выявлению угроз и отработке мер по восстановлению работоспособности российского сегмента сети.

На наиболее часто поступающие в адрес редакции официального сайта Государственной Думы вопросы о том, как именно будет работать закон, отвечает Председатель Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонид Левин

Закон вводит целый ряд новых понятий, в частности, «точка обмена трафиком», «номер автономной системы» — что они означают?

— Точка обмена трафиком – это физическое место, где соединяются между собой сети различных организаций (крупных компаний, провайдеров интернет-услуг, хостинг-провайдеров и т. п.). Упрощенно – это зал, где стоят стойки с коммутаторами и много-много проводов, в котором как на бирже предлагаются маршруты движения пакетов информации. Выбор маршрутов или, другими словами, обмен трафиком осуществляется со скоростями, превышающими скорость работы домашнего роутера во много раз. Такие точки существенно повышают качество и надежность интернета в стране и фактически являются национальным достоянием.

Номер автономной системы – это обозначение сетевой структуры, которая принадлежит одной административной единице (ООО, ЗАО или иной юридической форме, либо физическому лицу) и которая имеет соединения более чем с одним интернет-провайдером, таким образом обладает определенной самостоятельностью и самодостаточностью.

Не следует путать номер автономной системы и IP-адрес. Автономной системе может быть назначено много IP-адресов.

При определении маршрута прохождения пакета данных в направлении конкретного IP-адреса используются номера автономных систем, что упрощает процесс маршрутизации. Можно провести аналогию с почтой: номер автономной системы – это как почтовый индекс, а IP-адрес – полный адрес абонента.

Читать еще:  Какой тарифный план лучше для интернета

Правда ли, что Россию по этому закону могут отключить от Всемирной сети, и в стране будет создан свой отдельный интернет?

— Рунет является частью общемирового цифрового пространства. В нашей стране культура взаимодействия с сетью, бизнес-подходы строились на принципах открытости и доступности ресурсов сети. Благодаря этому, компании российского IT-сообщества добились существенных успехов как на отечественном, так и на зарубежных рынках.

Когда критики закона говорят об изоляции Рунета, они переворачивают суть и задачи закона с ног на голову.

Его главная цель в том, чтобы вне зависимости от внешних или внутренних условий интернет был доступен российским гражданам.

Чтобы все те сервисы, которые сегодня обеспечивают быстрое и удобное решение задач пользователей, а это электронные госуслуги, онлайн-банкинг, социальные сети, интернет-магазины, – были доступны в полном объеме.

Ощутят ли простые пользователи эффект закона на себе? Не вырастет ли плата за интернет, ведь операторы связи должны будут потратиться на специальные технические средства для противодействия киберугрозам?

— По заверениям авторов и профильных органов исполнительной власти, расходы, необходимые для закупки оборудования противодействия угрозам, заложены в бюджете Российской Федерации на 2019–2021 годы в рамках реализации нацпрограммы «Цифровая экономика» в части, относящейся к федеральному проекту «Информационная безопасность».

Учения, о которых говорится в законе, — что это такое и как они будут проходить?

— Порядок проведения учений будет устанавливаться Правительством Российской Федерации. Предполагается, что их проведение не будет заметно обычным пользователям. Имеющийся опыт уже проводившихся тестов подтверждает реальность подобных утверждений.

Эта система будет действовать всегда или будет реализовываться только в случае чрезвычайных ситуаций (например, при попытках воздействия на российский сегмент сети извне)?

— Централизованное управление адресацией и маршрутизацией в Рунете будет вводиться только в случае выявления угрозы, то есть когда Центр мониторинга определит наличие критического сбоя во внешней сети или целенаправленного воздействия на национальный сегмент сети Интернет. Порядок централизованного управления сетью утверждается Правительством Российской Федерации.

Означает ли этот закон, что будет легче блокировать информацию?

— Информация, распространение которой запрещено в России, уже блокируется согласно процедурам, прописанным в законодательстве. Закон предусматривает переход на более технологически совершенный уровень, который обеспечит выполнение требований законодательства об информации более точными инструментами работы с интернет-трафиком, использование которых не должно отражаться на качестве и скорости доступа к интернет-сервисам для граждан и компаний.

Не повлечет ли закон блокировку социальных сетей, скажем, Facebook или Twitter?

— Хотел бы еще раз отметить, что закон не о блокировках, а о создании резервной системы обеспечения доступности ресурсов сети Интернет для российских пользователей, повышающей надежность и качество услуг связи.

Чем грозит россиянам закон о «суверенном Интернете» и зачем он нужен

В 2018 году в сети впервые появилась информация о возможном вступлении в силу закона о суверенном интернете. Будущий закон еще тогда вызвал шквал недовольства и беспокойств. На днях же Совет Федерации одобрил законопроект № 608767-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О связи» и Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»», и уже в ноябре 2019 года он вступит в силу. Разберемся, что значит закон о суверенном интернете, как будет работать независимая сеть всего через полгода, и с чем придется столкнуться пользователям.

Суверенный Интернет: что это?

Суть закона о суверенном Интернете в России:

  • за каждой точкой обмена трафиком будет закреплен свой номер автономной системы;
  • интернет-провайдеров обяжут установить инструменты, направленные на борьбу с “опасными” ресурсами — блокировку;
  • каждый канал связи, который станет пересекать границу государства, будет фиксироваться провайдером, а информация о нем — передаваться Правительству;
  • по распоряжению Правительства провайдеров обяжут менять каналы связи так, чтобы точки, через которые происходит обмен трафика, были зарегистрированы в реестре;
  • при возникновении угрозы контролировать Рунет будет Роскомнадзор;
  • также начнут проводиться учения провайдеров, нацеленные на повышение безопасности интернет-серфинга.

1 мая 2019 года Путин подписал закон о суверенном Интернете, но инициаторами этого проекта являются другие знаковые люди:

  • Андрей Клишас — сенатор, прославившийся законом об административной ответственности за оскорбление Конституции и государства в Интернете;
  • Людмила Бокова — член Совета Федерации, которая входит в совет попечителей фонда “Разумный интернет”;
  • Андрей Луговой — депутат Государственной Думы.

Сколько же будет стоить внедрение независимого Интернета? Масштабный проект требует таких же огромных затрат, что также является объектом недовольства общественности. На данный момент на реализацию закона планируется потратить не менее 30 миллиардов рублей. При этом в сети появляются данные о том, что эта сумма может возрасти и до 50 миллиардов.

Такие затраты велики даже для России. Но депутаты оправдывают их тем, что в случае отключения Рунета от Всемирной сети страна понесет гораздо больший урон.

Зачем потребовалось введение законопроекта?

Прежде всего, изменения в действующее законодательство были внесены с учетом риска введения санкций относительно нашего государства и отключения местных провайдеров от иностранных ресурсов.

Читать еще:  Принцип передачи данных в интернете

Факт. В случае внезапного отключения страны от Всемирного интернета, ущерб государства будет исчисляться миллиардами рублей. Но, как отмечается самими депутатами, такая ситуация практически невозможна.

Еще одна причина введения законопроекта — возможная атака российской сети. Входящий и исходящий трафик будут полностью контролироваться Роскомнадзором. Поэтому в случае реальной угрозы “опасные” ресурсы подвергнутся ограничению. Угрозы, которые могут привести к блокировке ресурсов, пока не уточнены. Рассмотрение потенциальных опасностей пройдет позже, после чего их список будет опубликован в Постановлении Правительства РФ.

Последствия законопроекта

Чем грозит суверенный Интернет?

  • Роскомнадзор предоставит операторам связи технические средства, направленные на защиту от угроз Российской сети. Порядок их установки и действия, а также перечень угроз будут позже утверждены Правительством.
  • Операторов связи обяжут проходить обучение, нацеленное на обеспечение безопасной связи в Рунете.
  • При наличии угроз Роскомнадзор сможет самостоятельно управлять сетями общего пользования.
  • Из-за того, что у Роскомнадзора будет полная информация маршрутизации сообщений, он сможет блокировать доступ к любому подозрительному ресурсу, что значительно усложнит обход таких ограничений.

Новый законопроект вызвал немало шумихи. Когда стало известно о рассмотрении этих изменений, в Сети начали появляться петиции против закона о суверенном интернете. Причем инициаторами протестов стали не только обычные пользователи, но и известные люди. Так, например, Павел Дуров призвал собирать митинги.

Факт. Митинг против нового законопроекта прошел 10 марта 2019 года. На борьбу с законом вышло около 7 тысяч человек. Но, как мы видим, несогласие народа не принесло положительного результата.

Причиной для масштабного волнения пользователей стала информация о том, что уже в ноябре Мировой Интернет станет недоступен россиянам. Спешим успокоить, массового отключения от Всемирной сети не произойдет. Закон о суверенном Интернете в 2019 году разработан лишь на случай введения санкций относительно России. Но вероятность подобных ограничений довольно низкая.

А что касается блокировки некоторых интернет-ресурсов — эта крайняя мера станет применяться лишь в исключительных ситуациях. Недоступными окажутся только те сайты, которые представляют серьезную опасность для Рунета. Поэтому волнения среди пользователей практически не имеют оснований.

Страны с ограниченной Мировой сетью

Россия — не единственная страна, которая ввела закон о независимом Интернете. Такой закон действует на территории еще 10 государств. Причем в некоторых из них доступ во Всемирный Интернет полностью ограничен, а в других — лишь подвергается тотальному контролю. Расскажем, в каких странах еще действует суверенный интернет.

  • Северная Корея . На территории этого государства действует своя связь. Доступ к Интернету есть только у “элиты” — правительства, спецслужб и научных работников.
  • Мьянма . Мировая сеть доступна лишь в различных интернет-кафе.
  • Китай . В этой стране существует ограничение не на Мировую сеть, а на часть “опасных” для государства ресурсов. При попытке зайти на них блокировщик перенаправляет пользователя на те сайты, где размещена более выгодная для Китая информация.
  • Иран. Интернет полностью контролируется правительством. Поддаются блокировке те ресурсы, которые распространяют информацию, противоречащую идеологии государства. Также полностью запрещены социальные сети.
  • Венесуэла . Доступ в Интернет есть, но он блокируется при любой неудобной правительству ситуации, например, при забастовках.
  • Туркменистан . Здесь действует лишь один провайдер, поэтому любые передвижения по сети тщательно мониторятся спецслужбами.
  • Индия . Здесь нет ограничения по передвижениям в сети, но любые запросы контролируют спецслужбы.
  • Сирия . Действуют те же правила, что на территории Венесуэлы и Индии.
  • Тунис . Это государство также контролирует любые действия пользователей в Мировой сети.
  • Куба. На территории страны практически невозможно получить доступ во Всемирный интернет.

Разобравшись, был ли принят закон о суверенном интернете, и чем он грозит для обычных пользователей, подведем итоги. Несмотря на то, что новые правила вступят в силу уже 1 ноября 2019 года, изменения мы вряд ли заметим. Последствия закона о суверенном Интернете преувеличены — ограничения рядовые граждане почувствуют только в случае блокировки некоторых ресурсов. Но и это произойдет лишь при возникновении серьезных угроз Рунету.

Закон о регулировании Рунета

В ноябре 2016 года Минкомсвязи вынесло на общественное обсуждение законопроект, предлагающий внести изменения в федеральный закон «О связи». Его целью в ведомстве называют обеспечение стабильности и защищенности функционирования российской части интернета.

Содержание

2019: Правительство РФ поддержало законопроект об устойчивости Рунета

4 февраля 2019 года стало известно о том, что Правительство России поддержало законопроект о «суверенном интернете», но предложило значительно доработать ряд его положений ко второму чтению. Такая информация содержится в отзыве на документ, подготовленном кабинетом министров, передает ТАСС.

Претензии правительства связаны с тем, что в законопроекте не прописано, откуда операторы возьмут средства на закупку оборудования, необходимого для пропуска трафика. Также кабмин не нашел в нем внятного описания угроз целостности, безопасности и устойчивости интернета, на устранение которых направлена инициатива, и выразил недовольство тем, что контроль за исполнением проекта возложен на Роскомнадзор, а не на Минкомсвязи или российское правительство. [1]

Наконец, правительство предложило дополнить законопроект положением о том, что установка на сетях операторов связи оборудования в рамках законопроекта об устойчивости Рунета не должна ухудшать качество связи в России.

Читать еще:  Телевизор самсунг смотреть фильмы через интернет

2018: Минкомсвязь доработала законопроект о регулировании инфраструктуры Рунета

Минкомсвязь внесла изменения в законопроект о регулировании российского сегмента интернета после обсуждения с операторами и экспертным сообществом. В первую очередь, понятие точки обмена трафиком было заменено на «пункт обмена», пишет в январе 2018 года «Коммерсантъ».

Во-вторых, новая версия документа не предполагает обязательный пропуск трафика сотовых операторов только через пункты обмена из госреестра. Кроме того, ограничение иностранного участия в подобных пунктах до 20% коснется не операторов связи, а только крупных узлов обмена трафиком — таких как подконтрольный «Ростелекому» MSK IX, у которого, однако, нет иностранных владельцев.

По данным Минкомсвязи, после уточнения законопроекта у «большой четверки» и ряда крупнейших операторов, принимавших участие в обсуждении, не осталось к нему замечаний. Тем не менее, новые правила могут затронуть деятельность некоторых участников рынка. Речь идет, например, о площадках, которые используют зарубежные дата-центры, и по мере развития бизнеса могут все-таки попасть под требование об ограничении иностранного капитала.

МЭР РФ предложило Минкомсвязи снимать резервные копии Рунета

Минэкономразвития России подвергло критике законопроект Минкомсвязи, в котором предлагается обязать операторов подключаться к точкам обмена трафиком из госреестра.

Такая мера, по мнению замглавы министерства экономики Николая Подгузова, вынудит провайдеров увеличить расходы и при этом затруднит выбор оптимальных маршрутов передачи данных по сети. Все вместе это, в свою очередь, приведет к росту тарифов для пользователей.

Такие комментарии Подгузов обозначил в письме, адресованном Минкомсвязи, пишут «Ведомости» [3] . Вслед за этим в Минэкономразвития прошло совещание, где еще раз была поднята данная тема.

Специалисты ведомства предложили не менять систему пропуска передачи данных дял операторов, а сохранять информацию о маршрутах для восстановления информации в случае необходимости. Иными словами, делать резервное копирование.

Минкомсвязь предлагает ужесточить проект поправок к закону «О связи»

Минкомсвязь России предлагает обязать операторов связи подключаться к точкам обмена трафиком из государственного реестра, использовав ГИС – Государственную информационную систему обеспечения целостности, устойчивости и безопасности функционирования российского национального сегмента сети интернет, сообщил «Коммерсантъ» [4] .

В предыдущей версии поправок к закону «О связи» министерство предлагало лишь допустить операторов к подключению к таким точкам, а не обязать их поступать таким образом. Это означает, что ГИС будет иметь доступ к данным о критической инфраструктуре российского сегмента интернета и маршрутах трафика. Финансировать проект предлагается из фонда УУС. Однако в то же время это приведет к значительным тратам со стороны провайдеров и может нарушить целостность взаимодействия Рунета с глобальной сетью, считают операторы.

2016: Проект изменений закона

В ноябре 2016 года Минкомсвязи представило проект закона, предполагающего внесение изменений в ФЗ «О связи». Ведомство предлагает добавить в список целей ФЗ «О связи» еще одну – «обеспечение целостности, непрерывности, стабильности, устойчивости и защищенности функционирования российского национального сегмента интернета» и ряд связанных с ней новых понятий и норм.

В числе предлагаемых новых понятий – определение автономной системы. Она описывается в документе как совокупность средств связи и иных технических средств под единым техническим и административным управлением, имеющей единую политику маршрутизации в интернете и идентифицируемой в нем единым номером. Также законопроектом предлагается закрепить в ФЗ «О связи» понятия IP-адреса, российского национального сегмента интернета, его инфраструктуры, точки обмена трафиком и ее владельца, реестра имен национальных доменных зон «.ru», «.рф», их администратора, а также линии передачи данных.

В документе даны определения критической инфраструктуры интернета и особенностей регулирования ее ключевых элементов. Минкомсвязи предлагает наделить правительство РФ полномочиями по определению порядка управления и функционирования отдельными элементами критической инфраструктуры.

Законопроект вводит определение понятия «линия передачи» и уточняет установленный ФЗ «О связи» порядок строительства, эксплуатации, в том числе обслуживания, и учета линий связи и линий передачи, пересекающих государственную границу.

В проекте закона также определены обязанности операторов связи в части технических требований к организации линий передачи данных. Законопроект затрагивает вопрос организации точек обмена трафиком и пропуска трафика на территории России и определяет порядок его организации.

Также предлагается создать государственную информационную систему (ГИС) обеспечения целостности, устойчивости и безопасности функционирования российского сегмента интернета. Предполагается, что она будет обеспечивать сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о критических элементах российской части интернета, о его интеграции с международными сетями связи, а также маршрутно-адресной информации в сетях передачи данных. Оператор системы должен определяться правительством РФ.

В законопроекте закрепляются возможности использования этой системы операторами связи. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, находящиеся в юрисдикции РФ и использующие номер автономной системы или IP-адрес, обязаны будут представлять сведения для размещения в системе, указано в документе. Это должны будут делать и владельцы точек обмена трафиком.

Финансировать работу государственной информационной системы Минкомсвязи предлагает из резерва универсального обслуживания.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector